Наверное многие из вас обращали внимание на встречающуюся иногда на упаковке некоторых продуктов питания маркировку: «Не содержит ГМО». Но знаете ли вы что конкретно означает аббревиатура ГМО и в чём отличие ГМО от того, что им не является? Попрошу уделить данному материалу немного вашего времени, чтобы я мог рассказать об этом явлении нашей действительности то, что должен знать каждый.
Павел Викторович Тверсков
Итак, ГМО - сокращение от генетически модифицированные организмы. То есть это продукты питания, а также живые организмы, созданные при помощи генной инженерии. В чём суть создания таких организмов, как их создают и зачем?
Каждое растение и животное, в том числе и человек, имеет тысячи различных признаков. Например, у растений это цвет листьев, количество семян, количество и виды витаминов в плодах и т.п. За каждый признак отвечает определённый ген (греч. genos — наследственный фактор). Ген представляет маленький отрезок молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) и порождает определённый признак растения или животного. Если убрать ген, отвечающий за появление какого-нибудь признака, то исчезнет и сам признак. И напротив, если ввести новый ген, то у растения или животного возникнет новое качество.
Модифицированные организмы благозвучно именуются — трансгенными, но правильнее будет называть их мутантами (лат. — изменённый).
Впервые о новых трансгенных растениях заговорили ещё в начале 80-х гг., когда в 1983 году группа учёных из американской компании «Монсанто» создала первые генетически модифицированные растения. На первоначальном этапе преследовались вполне благовидные цели: создать качественно новые растения, устойчивые, скажем, к заморозкам, засухе, вредителям, пестицидам, радиации и т.д. И уже первые опыты превзошли все ожидания: экспериментальный урожай пшеницы получился небывалым. А вредители просто избегали употребления в пищу такого лакомства. И как всегда, нашлись предприимчивые люди, которые быстро смекнули, что на новом товаре можно хорошо заработать. Уже в 1994 году изготовление суперрастений было поставлено, что называется, на поток. Так началось промышленное производство и выращивание генных мутантов. На сегодняшний день уже выведено более 2000 разновидностей всевозможных растений, которые в своей генетической структуре имеют чужеродные генетические вставки.
Но как же тогда получают такое количество модифицированных семян, чтобы ими можно было торговать в мировых масштабах? При слове "генетическая модификация" многие из нас представляют себе то, что запомнили из выпусков новостей по телевизору: лабораторию, где умные люди в белых халатах глядят в микроскоп на одну единственную живую клетку и осторожно протыкают её тончайшей иглой, что-то вводя, как бы делая прививку. Не правда ли тонкий и явно не быстрый труд? Но при таких темпах и сложности работы, о прибыли думать бессмысленно, да и никто этим заниматься всерьёз не станет. Однако выход нашёлся. Учёные стали использовать для этой цели свойства вирусов проникать в клетки организмов и менять их генетический состав. Сейчас для внедрения генов используют плазмиды бактерий, способных внедрить свой генетический материал в клетки высших организмов (Плазмиды — внехромосомные генетические структуры бактерий, способные автономно размножаться и существовать в цитоплазме бактериальной клетки). Такой бактерией является опухолеобразующая почвенная бактерия (если вы видели большие опухоли на стволах деревьев, то знайте, что это последствия попадания этой бактерии). Этими почвенными бактериями с заданными трансгенами заражают нормальные растения и их семена и они тоже становиться трансгенным. Учёные во всём мире неоднократно заявляли, что способы внедрения генов пока ещё очень несовершенны, а получаемые с помощью этих методов генной инженерии растения можно применять только в экспериментах, а не внедрять для массового использования. Однако, почему то так получается, что слова ничего не значат, когда на кону стоят большие деньги.
А вот теперь необходимо рассказать и пояснить ещё одно очень важное отличие трансгенных организмов от натуральных. Они абсолютно бесплодны. То есть семена ГМ-растений не прорастают, а ГМ-животные не дают потомства. Почему же? Ведь раньше человек создавал новые сорта и породы и всё с ними было в порядке? Причина в том, что традиционная селекция имеет одно важное ограничение: с ее помощью можно получать гибриды только родственных организмов. Можно скрещивать, к примеру, разные сорта яблок, груш, породы собак, а яблоко с картофелем или помидор с рыбой — нельзя. В обычной жизни, естественной среде обитания спаривание и скрещивание между различными видами и уж тем более классами растений или животных, как правило, не происходит, например людей с обезьянами, кошек с собаками или кошек с крысами, лягушек с черепахами и т.п. Бывают, правда, редчайшие случаи, когда такое всё же случается. Взять, к примеру, мула, получившегося в результате амурных отношений лошади с ослом. У этого гибрида потомства, как известно, нет. Стерилен и симбиоз, скажем, тигра и льва, тетерева и глухаря и т.д. То же самое происходит и с трансгенными организмами. Внедрение чуждых генов одних видов или классов в другие приводит, так сказать, к генетическому сбою, блокировке процессов размножения. Это своего рода защитный механизм сохранения видов. Ну или, говоря поэтично, протест природы против вмешательства в её законы.
Но то, что природа отвергает, новоявленных селекционеров и их покровителей из транснациональных корпораций отнюдь не отпугивает, а наоборот привлекает и радует. Такое запрограммированное бесплодие заставляет потребителей этой продукции вновь обращаться к услугам производителя, а поскольку корпорации добились создания патентов на ГМО, то никто, кроме правообладателей, не сможет производить эти трансгенные организмы, по крайней мере, бесплатно.
Но в чём же опасность ГМО для человека? Ответим и на этот вопрос. Живые организмы для бактерий вирусов являются средой обитания. И, попадая в животное или растение, они начинают приспосабливаться, изменять себя и окружающую среду, бороться с иммунной системой, но стараться во что бы то не стало выжить (это стремление любого организма, закон жизни). Поэтому те бактерии и плазмиды, что применялись для создания ГМО никуда не деваются. По крайней мере их часть остаётся и проникает в наш организм или в организм животных при поедании ГМ-растений. А попадая в желудок и кишечник происходит то же самое, что и при создании ГМО — трансгенизация (видоизменение, мутация), только уже клеток стенок желудка и кишечника, а так же микрофлоры пищеварительной системы. Если кто не знает: в кишечнике расположено около 70% иммунной системы человека. Иммунитет падает, плазмиды и ГМ-вставки через кровь попадают во все органы, мышцы и даже кожу человека или животного и так же производят их видоизменение. То есть даже съедая мясо животного, которого кормили кормами с ГМО, человек заражается. Самое страшное, что это касается и половых клеток. Из половых клеток-мутантов появятся дети с генами от других видов и классов растений и животных. Большинство этих генетических «химер» к тому же будут бесплодными. К счастью, до ярко выраженных внешних проявлений этих процессов дело пока не дошло. И мы вряд ли превратимся в початок кукурузы или у нас появятся жабры. А вот болеть от этого станем больше. И это уже началось! Люди всё чаще начали жаловаться на снижение иммунитета, у них чаще стали появляться онкологические заболевания, аллергические реакции. А ещё, как известно, именно мутации клеток создают условия для развития раковых клеток.
Вышесказанное доказывает элементарная проверка влияния ГМ-сои, устойчивой к гербициду раундапу (RR, линия 40.3.2), на лабораторных крысах и их потомстве, проведенная доктором биологических наук Ермаковой И.В. Исследование показало повышенную смертность крысят первого поколения, недоразвитость выживших крысят, патологические изменения в органах и отсутствие второго поколения. При этом подкармливали ГМ-соей только самок за две недели до спаривания, во время спаривания и лактации. При кормлении ГМ-соей не только самок, но и самцов не удалось получить первое поколение. В другом исследовании снижение рождаемости и уменьшение концентрации тестостерона у самцов наблюдалось у хомячков Кэмпбелла при добавлении в их корм семян ГМ-сои (линии 40.3.2).
Кстати, несколько лет назад в России бесплодным был каждый 10-й молодой человек, в настоящее время - каждый 6-й, через некоторое время – может быть каждый третий и так далее. Продукты, содержащие ГМ-компоненты, могут быть одной из причин развития бесплодия у подрастающего поколения. В Америке и в странах Европы, где продукты с ГМ-организмами стали принимать значительно раньше, уже каждый третий молодой человек имеет проблемы с деторождением. Основной прирост населения в этих странах происходит за счет иммигрантов. Уже существуют убедительные доказательства нарушения стабильности генома растения при встраивании в него чужеродного гена. Все это может послужить причиной изменения химического состава ГМО и возникновения у него неожиданных, в том числе токсических свойств. Например, для производства пищевой добавки триптофан в США в конце 80-х гг. XX века была создана ГМH-бактерия. Однако вместе с обычным триптофаном, по невыясненной до конца причине, она стала вырабатывать этилен-бис-триптофан, вещество способное вызвать мышечные боли и спазмы дыхательных путей. В результате его употребления заболело 5 тысяч человек, из них – 37 человек умерло, 1500 стали инвалидами. Независимые эксперты утверждают, что генно-модифицированные культуры растений выделяют в 1020 раз больше токсинов, чем обычные организмы.
Сегодня в России официально разрешено к использованию 14 видов пищевой продукции, полученной с помощью трансгенных технологий: 3 линии сои, 6 линий кукурузы, 3 картофеля, 1 линия риса и ещё 1 сахарной свеклы для производства сахара. Вот с чем нам чаще всего приходится иметь дело: соя и её формы (бобы, проростки, концентрат, мука, молоко и т.д.)., кукуруза и её формы (мука, крупа, попкорн, масло, чипсы, крахмал, сиропы и т. д.), картофель и его формы (полуфабрикаты, сухое пюре, чипсы, крекеры, мука и т.д.), томаты и его формы (паста, пюре, соусы, кетчупы и т.д.), кабачки и продукты, произведенные с их использованием, сахарная свекла, свекла столовая, сахар, произведённый из сахарной свеклы, пшеница и продукты, произведенные с её использованием, в том числе хлеб и хлебобулочные изделия, масло подсолнечное, рис и продукты, его содержащие (мука, гранулы, хлопья, чипсы), морковь и продукты, её содержащие, лук репчатый, шалот, порей и прочие луковичные овощи.
При покупке продукции в магазине, по этикеткам можно косвенно определить вероятность содержания ГМО в продукте. Если на маркировке стоит отметка, что продукт произведен в США и в его составе есть соя, кукуруза, рапс или картофель, то существует очень большой шанс, что он содержит ГМ-компоненты.
Большинство продуктов, в основе которых находится соя, произведённая не в США, но за пределами России, также может быть трансгенной. Если на этикетке стоит гордая надпись «растительный белок», это, скорее всего, соя и очень вероятно — трансгенная.
О том, что может являться ГМО, как понять, содержатся ли в продукте трансгенные компоненты, где официально используют и как маркируют, я намерен подробно рассказать в рамках отдельной статьи.
А теперь пришло время поведать о воздействии ГМО на окружающую среду и как это явление принимают в мире. Пытаясь защититься от ГМ-культур многие страны ввели маркировку на продуктах с ГМО, или стали продавать их по очень низкой цене, а некоторые страны пошли по пути полного отказа от ГМ-культур и ГМ-продуктов, организовав зоны, свободные от ГМО (ЗСГМО). В настоящее время известно более 1300 зон в 35 странах мира, которые организовали ЗСГМО. Среди них почти все европейские страны. Совсем недавно в Европейском Союзе был опубликован доклад, в котором было отмечено, что трансгенные культуры за десять лет так и не принесли никаких выгод. Они не увеличили прибыли фермеров в большинстве стран мира, не улучшили потребительские качества продуктов и не спасли никого от голода. Применение ГМ-культур лишь увеличило объем применения гербицидов и пестицидов, а не сократило их использование, как обещали биотехнологические корпорации.
С каждым годом растут площади полей с трансгенными культурами: пшеницей, соей, кукурузой, хлопком, картофелем, свеклой, табаком, помидорами и др. В 2003 г. ГМ-культурами в мире было засеяно около 70 млн га, т.е. 15% всех площадей, пригодных к земледелию. К странам, в которых наибольшее количество площадей засеяно трансгенными культурами, можно отнести: США (42,8 млн га), Аргентину (13,9 млн га), Канаду (4,4 млн га), Бразилию (3 млн га), Китай (2,8 млн га).
Трансгенизация оказывает серьезное влияние на окружающую среду, приводя к уменьшению биоразнообразия, нарушению трофических (пищевых) цепочек. Попадание пыльцы ГМО в нормальные растения превращает семена последних в трансгенные. Трансгенные организмы, подобно пожару, захватывают все больше площади Земли. Статистика удручает. По данным Общенациональной ассоциации генетической безопасности, каждые шесть часов на Земле исчезает один из сортов растений; из 7000 сортов яблок к настоящему времени осталось только 900, а из 2600 сортов груш — только 300 разновидностей. Не лучше обстоят дела и с животным миром. Так, около 50% российских местных пород основных сельскохозяйственных видов либо уже исчезли, либо находятся на грани исчезновения. Птицеводы, к примеру, навсегда потеряли одну из красивейших пород кур — павловскую. В ближайшее десятилетие под вопросом своего дальнейшего существования находится от 20% пород свиней, коз, крупного рогатого скота и до 30% пород овец. А всего в мире уже исчезло более 30% крупного рогатого скота. На американском и европейском континентах исчезают целые пчелиные семьи. Во многих регионах США эта проблема охватила почти 90 % пчелиных семей. В Германии, Австрии, Испании, Польши и Швейцарии также фиксируют случаи исчезновения пчелиных семей. Манфред Гедерер, глава немецкой профессиональной федерации пчеловодов, констатирует тот факт, что в Германии пчелиные семьи уменьшились на 25 %, а в некоторых регионах — даже на 80 %. В Швейцарии, по официальным данным, ежегодно исчезает 25 % пчел. Потери пчелиных семей регистрировались и раньше. Однако здесь имеет место уменьшение популяции пчел не из-за того, что они умирают. Пчелы просто оставляют свои ульи, а назад не возвращаются. Самая вероятная причина такого поведения этих насекомых — питание пыльцой и нектаром ГМ-растений. Когда пчела заболевает, она улетает, чтобы не заразить весь улей. А это уже слишком серьёзно, ведь пчелы — это не просто источник мёда. Пчёлы и другие опыляющие насекомые задействованы в размножении большинства растений в мире. Не будет насекомых — планета Земля быстро превратиться в пустыню. «Через четыре года после смерти последней пчелы люди тоже погибнут», — предостерегал в своё время Альберт Эйнштейн.
Что же нам делать? И даже поставим вопрос более правильно: что может сделать каждый из нас прямо сейчас? Ответ простой, но многим он может показаться очень сложным... Мы должны бороться с ГМО всеми доступными способами. В ряде стран были созданы зоны свободные от ГМО. Такой зоной является вся страна или область/район страны, местные жители которой и соответственно органы власти, представляющие интересы местных жителей, заявили протест и официально ввели ряд серьёзных ограничений на всё, что связано с трансгенами. В ЗСГМО как правило:
Только на территории Европейского союза создано 174 ЗСГМО. Более 4500 муниципалитетов и 1000 фермерских хозяйств также заявили о нежелании выращивать ГМ-культуры. Жесткие ограничения выращивания и распространения ГМО введены также во многих странах: от Новой Зеландии до Германии. Пять стран – Австрия, Венесуэла, Греция, Польша и Швейцария – являются полностью свободными от ГМО. Всего ЗСГМО созданы, как минимум, в 35 странах. Такой зоной может и должна стать Российская Федерация.
Социологические исследования показывают, что большинство жителей России не считают трансгены безопасными. Выращивание ГМ-культур в России запрещено. Однако продолжаются попытки настойчивого продвижения и создания новых ГМ-сортов. Проверки, проведенные Гринпис России и Общенациональной Ассоциацией генетической безопасности, показали, что около 30% продуктов питания, продающихся в московских магазинах, содержат ГМО и при этом не имеют соответствующей маркировки. За четыре года существования требований об обязательной маркировке ГМ-содержащих продуктов, Роспотребнадзор так и не создал полноценную систему контроля.
Российских регионов, в которых предпринимаются попытки создания ЗСГМО, пока немного. Наибольшая активность происходит в Белгородской области и Москве. Также вопросы о создании таких зон поднимаются в Волгоградской, Костромской, Мурманской, Рязанской, Свердловской и Ульяновской областях и Краснодарском крае.
Теперь этот вопрос поднимаем и мы на нашей, родной Ленинградской области. И поэтому я обращаюсь к читателям за помощью. Нами организован сбор подписей против ГМО в Санкт-Петербурге и ЛО. (Аналогичная деятельность проводится во многих областях РФ, группами людей, обеспокоенных надвигающейся ГМО катастрофой). Чем можете помочь вы? Самое простое - поставить и свою подпись. Это можно сделать как на нашем сайте www.gmo-net.info, так и отправив нам письмо по адресу: 188644 Лен. обл. г. Всеволожск, Октябрьский пр. 96а а/я 117. В письме нужно указать ваши ФИО, место проживания (Населённый пункт) написать своей рукой подпись и против чего она поставлена, а так же любой комментарий по желанию. Так же вы можете рассказать об этой проблеме вашей семье, родственникам, знакомым, соседям или коллегам по работе и предложить им тоже подписаться (можно в том же письме и на том же листе, где подписались и вы). При наборе достаточного количества подписей место вашего проживания (город, район , область) можно будет сделать зоной, свободной от ГМО. Не оставайтесь равнодушными, это касается или обязательно коснётся каждого из нас, наших детей и близких. И если сейчас не начать действовать, возможно, позже уже ничего нельзя будет сделать.
В статье использована информация, предоставленная российским общественным движением «Возрождение. Золотой век», а так же материалы и результаты исследований, опубликованные доктором биологических наук Ермаковой И.В.
Статью опубликовали в газете «Южный луч».
Нецензурные комментарии удаляются.